В целях структурирования изложения позиций правоприменения видится обоснованным разделить реализацию директором осуществление прав и исполнения обязанностей по выбору и контролю за действиями контрагентов на две стадии: Преддоговорная Указанная стадия, на наш взгляд, является своеобразной точкой отсчета оценки действий директора на предмет разумности и добросовестности при заключении контрактов от имени общества.
В судебной практике довольно четко прослеживается позиция, согласно которой необходимым минимумом действий директора для признания отсутствия в них признаков неразумности на этапе до заключения сделки являются ведение деловых переговоров, анализ деловой репутации будущего контрагента на рынке, его платежеспособность, наличие у него необходимых ресурсов, персонала и опыта для надлежащего исполнения обязательств по договору, проверка полномочий лиц, участвующих в сделке[1]. Иными словами, здесь явно прослеживается позиция о необходимости проведения мероприятий по оценке риска вступления в договорные правоотношения с конкретным контрагентом, или так называемого due diligence. При не совершении комплекса действий подобного рода, суды отмечают, что о разумности директора говорить не приходится, поскольку он, как профессиональный управленец, не мог не осознавать отрицательный результат предпринятых управленческих решений. Также суды занимают однозначную негативную позицию относительно вступления в договорные правоотношения с так называемыми «фирмами-однодневками» (не осуществляющими реальной финансово-хозяйственной деятельности), признаки которых имеются изначально и для их проверки не требуется обладать какими-либо особенными познаниями. Судами также отмечается, что даже при совершении директором минимальных действий возможно установить, что выбранные им контрагенты изначально не могут представить встречного исполнения[2]. Так, в одном из дел суд довольно подробно проанализировал контрагентов, с которыми общество заключало договоры займа и...Ответственность директора за неразумность при контроле за действиями контрагентов (ч. 2)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии